Как учились в старину
Шло время. России нужны были грамотные и образованные люди. Постепенно стали открываться начальные школы во всех губерниях. Стали открываться гимназии, университеты. В древнерусской школе класс – комната в обыкновенной русской избе. Здесь вдоль стен расположены лавки, в центре большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель. Освещалась школа с помощью лучины, поэтому светец – это неотъемлемая часть интерьера старорусской школы, а отапливалась естественно с помощью печи. Учитель разрешал ребятам садиться на лавку только после того, как они поклоняться 3 раза перед иконой и один раз в ноги учителю. Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай
прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями.
Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. Считалось, что девушки не
должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством.
По заведённому обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума». Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в
народе Наум- грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от 2 до 5 месяцев. Школа обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Грамоте детей обучали церковнослужители – священники или дьяконы.
Книги были собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге было уважительное. Существовали определённые правила при работе с книгой, которые школьники должны были неукоснительно выполнять. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место. Нельзя было загибать листы книги и многое другое. Дети сидели все вместе, но занимался учитель с каждым отдельно. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – обучение заканчивалось. Всё зависело от способностей ученика. Если ученик проучился две зимы и овладел грамотой, его называли грамотеем. Он умел читать книги и переписывать бумаги,
поэтому к грамотею часто обращались за помощью неграмотные люди. Домашних заданий в древние времена не задавали. Всё должны были заучить на уроке.
В классе, как и сейчас, был дежурный, который приходил в 5 утра. Он ходил за водой и дровами, топил печь, обтирал стол и лавки, мыл пол. Все остальные дети приходили к 7 утра. От темна до темна шли занятия в древнерусской школе. Тогда не было отдельных уроков как у нас. Каждый ученик получал от учителя
персональное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить.
За нарушение правил, за невыученный урок учеников строго наказывали розгами. Так и говорили: «Розга здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Розга – это тонкие упругие и гибкие прутья, которые изготавливалась из ивы или берёзы. Для того чтобы они дольше не ломались и были гибкими их отмачивали в солёной воде. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был так сказать для профилактики плохого поведения. Также учитель наказывал детей стоянием на коленях на горохе. Это очень было тяжело. На горохе приходилось стоять целыми часами. Кроме этого провинившегося могли
оставить без обеда. А шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть.
Так как школьники находились в школе целый день, то и обедать им приходилось в школе. Детей кормили на родительскую складчину. Чтобы обучение шло успешно, родители приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова, а каждый четверг готовую еду – блины, лепёшки, яйца, куличи. Обычно во время обеда на стол выставлялся горшок каши, которую дети и ели. Отсюда и пошло выражение «однокашники». А ещё бывшие ученики говорили: «Сколько же нам с тобой
пришлось каши съесть!»
Одновременно с чтением учились писать. Для этого использовали деревянную дощечку, заполненной мягким воском. Называлась такая дощечка «цера». Сверху она накрывалась, как крышкой, другой дощечкой. В отверстия по бокам продевались тесемки: они завязывались и получалась двустворчатая книжечка-тетрадка с пустой серединкой. О такой необычной древнерусской тетради была придумана загадка: «Книга – в ней два листа, а середка пуста». Писали на воске писалом. Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Один конец которого заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное). Носили ученики такое орудие для письма в специальном чехле, подвешенном к поясу.